Карта сайта RSS Facebook Twitter Youtube Instagram VKontakte

Пресс-конференция первого заместителя Министра обороны РФ Александра Сухорукова


Добрый день!

Мы с вами встречались в этом же зале, когда я проработал в должности чуть менее месяца. И вот по прошествии четырех месяцев мы встречаемся снова.

Я бы хотел коротко подвести итоги размещения государственного оборонного заказа в 2011 году, сказать о тех образцах вооружения, военной и специальной техники, которая поступила в Вооруженные Силы от предприятий промышленности при реализации государственных контрактов, немного сказать о тех проблемах, которые у нас еще остаются, а также остановиться на вопросах, связанных с размещением государственного оборонного заказа 2012 года.

В целом государственный оборонный заказ Министерства обороны на 2011 год в части вооружения, воtнной и специальной техники, сформированный на основании Государственной программы вооружений 2011-2020 гг. составил 552 миллиарда 300 миллионов рублей. С учетом кредитов под государственные гарантии, которые впервые начали реализовываться в 2011 году (их общий объем составил 168,9 миллиардов рублей), гособоронзаказ в 2011 году в общей цифре составил 721 миллиард 200 миллионов рублей. Это существенно превышает расходы на техническое оснащение Вооруженных Сил в предыдущие годы. Я уже отмечал в прошлом году и сейчас должен еще раз повторить, что размещение гособоронзаказа 2011 года осуществлялось в новых условиях. Каких?

Первое. В 2011 году осуществлен последовательный переход от системы заказа, построенного по видовому принципу, к новой организационной структуре заказывающих органов. Если раньше в рамках одного вида или рода Вооруженных Сил все осуществлялось от планирования потребности до размещения, эксплуатации, утилизации, то теперь в основу работы положен принцип конкретизации сфер ответственности, повышения прозрачности при реализации этих функций. Что это значит? Упорядоченность системы планирования государственной программы вооружений государственного оборонного заказа. Главенствующую роль играет Генеральный штаб ВС. Он совместно с видами и родами войск формирует потребность и перспективные требования к системам вооружений. Эти требования к вооружениям, начиная со стрелкового оружия, боеприпасов и т.д., были сформулированы и доведены до промышленности в конце 2010 г. - начале 2011 года. На основе потребности, которую формирует Генеральный штаб, Департаментом вооружения осуществляется вводное планирование и формирование проектов государственного оборонного заказа.

Из видов и родов войск Главных центральных управлений исключены заказывающие органы. На их основе сформирован Департамент осуществления Государственного оборонного заказа, на который возлагаются функции контрактной работы и взаимодействия с организациями ОПК. Вы помните, что в прессе в середине и конце прошлого года неоднократно звучало, что предприятиям ВПК не с кем сейчас разговаривать в Министерстве обороны по заказам. Департамент был создан и сейчас все вопросы, связанные с контрактной работой и взаимодействием с организациями ОПК, осуществляет Департамент по обеспечению государственного оборонного заказа.

Для реализации функций проведения торгов конкурса создан Департамент размещения государственного заказа. До 1 января – это было Управление государственного заказа, с 1 января этого года – Департамент государственного заказа. Кроме этого, в 2011 году часть функций по размещению заданий государственного оборонного заказа была передана федеральному агентству Рособоронпоставка – это самостоятельный федеральный орган исполнительной власти, который проводит еще более независимую деятельность по данному вопросу. Рособоронпоставка осуществляет функцию специального органа не только в интересах Министерства обороны, но и всех иных силовых структур, а также федеральных органов исполнительной власти, которые являются заказчиками по государственному оборонному заказу. Конечно, львиная доля, порядка 80%, – это заказы Министерства обороны.

Учитывая ключевое значение фактора цен, был образован Департамент по ценообразованию продукции военного назначения, на который была возложена выработка единых правил определения цен и контроль над правильностью их расчета заказывающими органами и предприятиями ОПК. Был ряд критических замечаний в плане того, что очень долго рассматриваются. Да, действительно. Поначалу Департамент только формировался, не было методик, методологии, но сейчас рассмотрение цен на ту, или иную продукцию, которая заказывается по государственному оборонному заказу, сокращено до 2-15 дней. Департамент тесно работает с представителями предприятий ОПК, которые обосновывают заявляемые цены. Эта работа уже отлажена. Немаловажным является то, что нормативно-правовое обеспечение деятельности системы заказов, регулирование спорных вопросов обеспечат Правовой департамент и Департамент претензионной и судебно-правовой работы. Эти два департамента обеспечивают как правовую экспертизу подготовленных проектов государственных контрактов, правовое их сопровождение, а также урегулирование всех вопросов, досудебных и судебных, с предприятиями ОПК, которые не выполняют условия заключенных государственных контрактов, или выполняют их ненадлежащим образом.

Что касается особенностей размещения заказа после 2011 года. Были внесены существенные изменения и в Постановление Правительства, которые были приняты, и в последующем уже в ходе исполнения. Изначально было предусмотрено, что авансирование по заключенным государственным контрактам может составлять до 80% суммы данного финансового года. В последующем в середине года, в июле были внесены изменения, где Министерству обороны было разрешено 100% авансирование заданий гособоронзаказа по закупке вооружений и военной техники, определяющих облик Вооруженных Сил, то есть важнейших образцов вооружений и военной техники. Всего в 2011 году 100% авансирование было осуществлено по 272 государственным контрактам. Существенно расширена практика заключения долгосрочных контрактов, не только трехлетних, как предусматривается Постановлением Правительства о гособоронзаказе на текущий финансовый год и на два плановых года, но и по тем долгосрочным контрактам, где поставка осуществляется и в 2018, и в 2020 гг. Всего таких контрактов было в 2011 году заключено 394 на сумму 272,3 миллиарда рублей. За счет кредитной схемы заключения долгосрочных контрактов по наиболее сложным и важным образцам вооружения: стратегическим ракетным комплексам, надводным кораблям и подводным лодкам, зенитно-ракетным и космическим комплексам. При этом в 2012 году количество долгосрочных контрактов, заключенных в 2011 году и ранее, составит 745 на сумму 391 миллиард рублей. Из 745 контрактов по 202 даже не требуется подписания каких-либо дополнительных соглашений в 2012 году, которые бы уточняли объем финансирования этого года, а по остальным 400 с лишним контрактам уже подписаны дополнительные соглашения. Должен сказать, по состоянию на сегодняшнее число около 60 миллиардов рублей гособоронзаказа 2012 года перечислено предприятиям промышленности по тем контрактам, которые были заключены в предыдущие годы, то есть не требуется проведения торгов или каких-либо дополнительных соглашений. При формировании гособоронзаказа 2011 года, это началось еще в 2009 году, количество заключаемых государственных заказов сокращается. В 2007 г. Министерством обороны было заключено более 12,5 тысяч контрактов, в 2011 г. – немногим более 3 тысяч, в 2012 г. – заданий гособоронзаказа, по которым требуется заключение новых государственных контрактов, еще меньше - около 2 тысяч.

По поручению Президента РФ Правительство своими распоряжениями расширило практику определения единственных поставщиков. На 2012 год получено согласие Президента РФ по размещению 568 заданий государственного оборонного заказа у единственных поставщиков.

Кроме этого, в 2011 году в Министерстве обороны были сформированы комиссии по бюджетному планированию и научно-технический совет, которые на своих заседаниях рассматривают все предложения заказывающих органов при планировании государственного оборонного заказа на очередной год.

Уменьшено количество разработок техники обеспечения, которая может быть заменена техникой народного хозяйства, или двойного назначения. Прежде всего, это касается номенклатуры Тыла ВС, военной медицины, автомобильной техники, инженерных войск.

В 2011 году был принят Федеральный закон от 11.04.2011 79-ФЗ, который внес изменения в Федеральный закон 94-ФЗ “О размещении заказа на поставку товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд”. В соответствии с этим законодательным актом, Правительство РФ устанавливает порядки формирования начальных (максимальных) цен контрактов, цен лотов, на отдельные виды товаров, работ и услуг и определяет особенности размещения конкретного заказа на поставку товаров. В свою очередь в рамках этого федерального закона государственные и муниципальные заказчики обязаны обосновывать начальную (максимальную) цену контракта на поставки товаров, работ и услуг, а также на цену отдельного лота. Это актуально и когда мы осуществляем размещение на торгах, конкурсах, аукционах, где мы обязаны на официальном сайте обосновать начальную (максимальную) цену контракта. Если даже размещение осуществляется у единственных поставщиков при подготовке распоряжения Правительства, которым определяется единственный поставщик, мы обязаны Правительству представить обоснование начальной (максимальной) цены контракта или той цены, по которой мы будем заключать государственный контракт с единственным поставщиком. То есть, наше обоснование цены также проходит проверку в Аппарате Правительства. Мы можем использовать, как написано в Федеральном законе, данные государственно-статистической отчетности, информацию о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, результаты проведенных по инициативе заказчика исследований рынка, а также собственные расчеты.

В отношении вопроса срока финансирования госконтракта, заключенного с предприятием ОПК по гособоронзаказу, необходимо подчеркнуть следующее.

Неоднократно и в прессе, и в интервью, и на различных совещаниях говорилось о том, что финансирование очередного года должно начинаться в сентябре/октябре/ноябре/декабре года предшествующего. Но в силу требований Бюджетного кодекса, закон о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря каждого финансового года, поэтому государственный заказчик вправе заключать контракты до 1 января, но финансирование начинается только после 1 января. Это запрещает Бюджетный кодекс и закон о бюджете. И учитывая, что у нас новогодние каникулы заканчиваются десятого, поэтому и мы смогли начать перечисление средств через Федеральное казначейство только с 14 января. Раньше это просто юридически и физически невозможно было.

Мы считаем, и я уже неоднократно говорил, что одним из путей сокращения сроков открытия финансирования госконтрактов является заблаговременная подготовка предприятий ОПК к заключению госконтрактов. В первую очередь, это полное, достоверное, своевременное экономическое обоснование цен на продукцию оборонного значения. Именно несвоевременное предоставление расчетно-квалификационных материалов явилось одной из причин такого продолжительного размещения заказа 2011 года, когда по ряду позиций, особенно по подводным лодкам и надводным кораблям, контракты с предприятиями Объединенной судостроительной корпорации были заключены только 9 ноября 2011 года. Даже при заключении этих контрактов мы не добились прозрачности ценообразования на строительство и ремонт подводных лодок. По данному направлению, в соответствии с поручением Председателя правительства, создана межведомственная рабочая группа под руководством Боровкова Игоря Владимировича, руководителя аппарата Военно-промышленной комиссии.

Объединенная судостроительная корпорация до марта 2012 года продолжает нам предоставлять расчеты цен, чтобы мы определились именно в твердой цене на строящиеся подводные лодки. Это вынужденно, нежелательно, и хотелось бы, чтобы впредь подобных моментов не наблюдалось.

Что можно сказать о результатах исполнения государственных контрактов в 2011 году? В войска поставлено:
- 30 ракет стратегического назначения «Тополь-М» и «Ярс»;
- 2 космических аппарата специального назначения;
- 21 самолет;
- 82 вертолета;
- 8531 многоцелевого назначения типа «Камаз-Урал» и другие образцы вооружения и техники.

Однако по 84 государственным контрактам на общую сумму 42 миллиарда рублей исполнителями условия заключенных государственных контрактов по состоянию на 20 декабря были не исполнены. По части они не были исполнены по состоянию на 25 ноября, по части – по 20 декабря.

Ко всем предприятиям, допустившим неисполнение условий заключенных государственных контрактов, Департаментом претензионной судебно-правовой работы выставлены претензии.

Если говорить конкретно, то в войска не поставлено:
- большой десантный корабль – это Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь», проект 11711;
- самонаводящиеся электрические торпеды СЭТ-80, «Завод Дагдизель», Каспийск;
- самолеты СУ-27СМ, 3 самолета – это Комсомольска-на-Амуре авиационное предприятие;
- самолеты СУ-34, один, это Новосибирское авиационное производственное объединение имени Чкалова;
- 2 вертолета Ансат-У, Казанский вертолетный завод;
- самолеты СУ-35С, опять же Комсомольска-на-Амуре авиационное предприятие.

Помимо поставки не выполнены и работы на трех атомных подводных лодках: Дальневосточный завод «Звезда», Большой Камень несвоевременно осуществил ремонт. Несвоевременно осуществило ремонт на двух самолетах ТУ-95МС Таганрогское авиационное предприятие имени Бериева, Таганрог. И не осуществлен своевременный ремонт самолета МиГ-31Б, это Нижегородский авиастроительный завод «Сокол».

Я уже говорил о том, что нами установлена формула, согласно которой рентабельность предприятий на собственные затраты составляет 20%. На все привнесенное – 1%.

Вторым вопросом, на который мы обращаем внимание на протяжении трех лет, является обеспечение требований качества выпускаемой оборонно-промышленным комплексом продукции. Здесь хотелось бы сказать о следующем. Да, действительно, и основные производственные мощности, технологическое оборудование на ряде предприятий оборонно-промышленного комплекса если не кардинальной модернизации, то кардинального перевооружения.

Разрабатывается, но пока еще не принята Федеральная целевая программа развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации 2011-2020 года.

Как уже говорилось Председателем правительства, на эти цели будет направлено 3 триллиона рублей. Пока же средства эти выделяются, но сама Федеральная целевая программа не принята.

В ближайшее время, я думаю, в первом квартале этого года, она будет принята. Со стороны Министерства обороны внесены все необходимые документы, касающиеся переоснащения полигонной базы – наших государственных полигонов, на которых проводятся государственные испытания, отработка тех или иных элементов, разрабатываемых образцов вооружения и военной техники, потому что в любом случае качество вооружения закладывается еще на этапе разработки требований в технической задании и на этапе проведения опытно-конструкторских работ.

С целью усовершенствования системы контроля качества работ продукции военного назначения Министерство обороны совместно с заинтересованными федеральными органами Росатомом, Роскосмосом работают над изданием новых положений по порядку создания ракетно-космической, авиационной, морской техники. Готовится проект новой редакции основных условий поставки вооружения и военной техники.

По всем недопоставкам продукции проведен капитальный анализ. Основными причинами неисполнения заключенных государственных контрактов мы считаем:
- технологическая отсталость кооперации предприятий;
- крайне низкий уровень деятельности головных организаций, интегрированных структур по управлению производственными кооперациями. Иногда кооперация эта составляет от 300 до 600 и более предприятий, особенно, когда производится сложное вооружение и военная техника.
Характерные нарушения, допускаемые самими предприятиями-изготовителями, тоже хорошо известны. Я их могу назвать.

Это невыполнение взятых на себя контрактных обязательств по срокам, объемам и качеству. В Министерстве обороны при заключении контрактов не руководствуются тем, что мы должны все получить до конца финансового года, на который размещается гособоронзаказ. Мы исходим из принципа (и что является основным определяющим сроки исполнения государственных контрактов) - это технологический срок изготовления образца вооружения и военной техники. Если он выходит за текущий год, то и срок поставки пишется «май 2012 года», потому что мы в 2011 году его заключали, или «ноябрь 2012 года» - это один вопрос, когда мы заключаем контракты с единственными поставщиками. А когда мы выносим на торги, там одним из критериев является цена и срок, но если предприятие заявляет, что торпеду оно изготовит в течение 8 месяцев, а второе выдает 9 месяцев, то победителем становится тот, кто предложил меньший срок изготовления. Но после заключения контракта на пятнадцатый день нам пишут «просим изменить срок поставки». Но, подождите, вы же участвовали в конкурентной борьбе с другим предприятием или несколькими предприятиями, вы предложили условия, при оценке которых вы стали победителями. Законом запрещено изменение условий контракта, которые опубликованы в конкурсной документации. Идет однозначный отказ.

Следующий вопрос – это предъявление к оплате затрат, которые документально не подтверждены и экономически не обоснованы. И поставка некачественной продукции, когда военные представительства или воинская часть, куда поставляется, не принимают данную продукцию, так как она не соответствует тем требованиям к качеству или тем тактико-техническим характеристикам, которые необходимо было выполнить при изготовлении продукции.

Я бы хотел отметить динамику увеличения объема рекламационной работы. В 2010 году Министерством обороны было подготовлено 6889 рекламаций на поставленную продукцию, что на 20% больше, чем в 2009 году. За 2011 год рекламационных документов подготовлено уже 7119, что на 3% больше, чем в 2010 году. Все это свидетельствует о снижении качества выпускаемой продукции. Наблюдая такую тенденцию, мы вышли с предложением об изменении порядка выдачи лицензий, начиная от разработки и заканчивая реализацией вооружения и военной техники.

Сейчас предприятие, претендующее на получение лицензии, должно иметь эффективно действующую систему менеджмента качества. Если такой системы нет и документально это не подтверждается, а лицензирующий орган вправе выехать на место и посмотреть, то лицензия данному заявителю не выдается.

Кроме этого, с 18 января этого года вступили в силу изменения в кодексе об административных правонарушениях, в котором введена новая статья, предусматривающая жесткие меры административной ответственности за нарушение обязательных требований при изготовлении и поставке продукции по государственному оборонному заказу.

За нарушение обязательных требований (гостов, технических условий) на юридическое лицо накладывается штраф в размере 1 млн рублей, на должностное лицо 50 тысяч. Если допускаются нарушения условий заключенных контрактов или эти контракты не исполняются, заказчик (Минобороны) в праве подать сведения о включении данного предприятия в реестр недобросовестных поставщиков, в котором они находятся 2 года и государственный заказчик не в праве размещать у него какие-либо заказы.

Я уже отмечал, это техническая оснащенность предприятий. Это и отсталость по элементно-компонентной базе, хотя в проекте ФЦП развития оборонно-промышленного комплекса там целый раздел, и к 2016 г. мы должны на 60% всю потребность в элементно-компонентной базы закрывать собственниками поставками. Вот коротко я обозначил те вопросы, с которыми Минобороны столкнулось при формировании и реализации гозаказа 2011 года.

Особенности размещения 2012 года. Все предложения видов и родов войск прошли через комиссию по бюджетному планированию научно-технический совет Минобороны. Проект был подготовлен 2012 года и внесен в Военно-промышленную комиссию. Постановлением Правительства 23 декабря был утвержден государственный оборонный заказ на 2012, 2013 и 2014 плановые года. Общий объём бюджетных ассигнований по Минобороны на 2012 г. составляет 732 млрд 490 млн рублей, учитывая кредитные средства, которые предприятия получат под государственные гарантии, а это почти около 176 млрд рублей. Гособоронзаказ в 2012 году составляет 908 млрд 440 млн рублей. Я уже говорил, что в 2011 году он составил 721,2 млрд рублей. Как я уже отмечал 745 контрактов нам нет необходимости подписывать, это долгосрочные подписанные в 2009, 2010, 2011 гг. Общая сумма составляет 391 млрд, это 53,4%, т.е. никаких процедур, связанных с размещением в этом году не требуется. По 202 даже не требуется подписание дополнительных соглашений, по остальным – дополнительные соглашения, сегодня крайние 46 уже подписаны и перечисление средств уже началось.

Параллельно организована работа по заключению контрактов с единственными исполнителями, я уже говорил сколько позиций уже подготовлен проект распоряжения, получено согласие Президента РФ и сейчас вноситься проект распоряжения Правительства, которым будет предоставлено право по размещению у единственных исполнителей. В мае прошлого года мы начали работу по подготовке 2012 года. Мы запросили расчётные материалы с предприятий, с которыми мы имели намерения заключать контракты. 60% было своевременно получено. По всем уже получено заключение департамента по ценообразованию, что позволяет нам осуществлять размещение по торгам. В этом году мы размещаем 399 заданий на общую сумму 98 млрд рублей, т.е. у нас сумма через торги пройдёт 98,2 млрд – это из 908 млрд, т.е. 10% по торгам. 53,4% - это уже проведено, ранее предшествовавшее годы, 13,4% размещается через торги, всё остальное у единственных исполнителей. Уже заключено 42 госконтракта. С единственными поставщиками, определенных в декабре распоряжением Правительства в основном это касается утилизации вооружения и военной техники. На 2011-2014 гг. мы заключили уже 36 контрактов. Это что касается утилизации, если в прошлом году у нас проблема ФЦП утилизация также была затянута, мы заключали контракты сентябрь-ноябрь, то в этом году, после выхода распоряжения Правительства в декабре с нами заключено 36 контрактов. Порядка 6% от общего объема средств, выделяемого на утилизацию – это пойдёт через торги. То что там утилизируют непосредственно предприятия, которых несколько предприятий. Вот что касается текущего размещения госзаказа 2012 года.

Из крупных, тех, которые нам необходимо заключить в 2012 году – долгосрочные контракты по 2018-2020 гг. – это строительство подводных лодок серии 955 «Борей» (оно и запланировано госпрограммой вооружения), это заключение контрактов с «Алмаз-Антей» на поставку С-300В4 с Объединенной авиационной корпорацией, это контракты на поставку МиГ-29К и МиГ-29КУБ. До 1 февраля мы планируем получить все расчётные материалы, получит цену и до 5-6 февраля заключить государственные контракты.

Что касается новых. Часть уже заключено. По научно-исследовательским работам мы открываем новых 99 научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ. По 18 контракты заключены, по остальным – в стадии размещения. Это новое. Все остальные – они продолжаются, идет этапность выполнения работ.

В общей сложности помимо закупки вооружения военной и специальной техники у нас ещё идет работа по 7 федеральным целевым программам. По одной мы являемся заказчиком-координатором (ФЦП утилизации), по остальным мы выступаем заказчиками (это ГЛОНАСС и ещё рад ФЦП). На все 7 ФЦП сумма составляет около 18 млрд рублей.

ServerCode=node1 isCompatibilityMode=false